переход на главную страницу сервера Челябинска
 Челябинская область 
 Отделение ФКЦБ 
 Фонд имущества  
 Комитеты 
Логотип cервера деловой информации Челябинской области Навигация по сайту
НАВИГАЦИЯ


Экономика Челябинской Области

С ними мы работаем:

Б лагодарность:

Если бы не они:

Комитет по радиационной и экологической безопасности,
Комитет по радиационной и экологической безопасности, реабилитации пострадавших территорий (далее-комитет) образован 10.06.97г. Комитет является правопреемником комитета по чрезвычайным ситуациям, гражданской обороне, экологии и ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий администрации Челябинской области. (04.11.91г. - 10.06.97г.)

Основные задачи комитета:
  1. Обеспечение на территории области реализации государственной политики в сфере использования атомной энергии.
  2. Обеспечение выполнения на территории области Федеральной целевой программы "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000г.".
  3. Организация работ по реализации стратегии устойчивого развития РФ на территории области в пределах компетенции комитета.
  4. Организация и координация работ по оценке и прогнозированию экологической ситуации на территории области, обеспечению экологической безопасности.
  5. Информационное обеспечение органов исполнительной власти области для решения задач управления радиационной и экологической безопасностью на территории области.
  6. Организация социально - экономической, медицинской, психологической, экологической реабилитации пострадавших территорий

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАДИАЦИОННОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Постановка проблемы

Первая открытая информация о последствиях деятельности ПО "Маяк" для населения и природной среды Уральского региона появилась в 1989 году. Это стало возможным только после Чернобыльской трагедии 1986 года, когда впервые для ликвидации последствий радиационной аварии была принята долгосрочная Государственная программа.

Почти сразу после обнародования такой информации и особенно после выхода постановлений Правительства, предусматривающих широкий спектр льгот и компенсаций населению, пострадавшему от аварии на ЧАЭС, в Уральском регионе резко обострилась социальная напряженность. Население стало требовать распространения этих льгот и на районы, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате аварийных ситуаций на ПО "Маяк".

Выполняемые ранее мероприятия по ликвидации последствий аварийных ситуаций на комбинате "Маяк" всегда оформлялись постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР с грифом "совершенно секретно". В органы местной власти направлялись, как правило, только выписки из соответствующих решений Правительства, обязательные к исполнению. Часть информации вообще не предназначалась для ознакомления. Поэтому к началу 90-х годов целостной картины, описывающей масштаб и последствия длительного радиационного воздействия на население и окружающую среду региона, не существовало.

По этой причине в феврале 1990 года Челябинским обкомом КПСС и Челябинским облисполкомом было направлено совместное письмо в Совет Министров СССР и ЦК КПСС с просьбой поручить группе ученых Академии наук СССР оценить экологическую ситуацию в районе ПО "Маяк" и предлагаемые Минатомэнергопромом СССР решения по ее оздоровлению. В апреле 1990 года Союзный Совет Министров рассмотрел вопрос об экологической обстановке в районе деятельности ПО "Маяк" и поручил Академии наук СССР и Челябинскому облисполкому разработать комплекс научно-обоснованных рекомендаций по ее оздоровлению.

В июле того же года Академией наук была создана Комиссия по оценке экологической ситуации в районе деятельности производственного объединения "Маяк" под председательством академика В.Н.Большакова, в состав которой вошла группа уральских ученых. Этой группой была впервые обоснована необходимость разработки союзно-республиканской программы по реабилитации загрязненных радионуклидами территорий и социальной защите пострадавшего населения региона (Челябинской, Свердловской и Курганской областей). Тогда же в самостоятельную проблему был выделен комплекс вопросов, связанных с накоплением на промплощадке комбината огромного количества радиоактивных отходов, потенциально опасных для региона.

Свои основные выводы Комиссия изложила в Заключении, направленном в адрес Совета Министров СССР уже в октябре 1990 года.

Стратегия ликвидации значительного регионального загрязнения окружающей среды в результате деятельности ПО "Маяк" должна быть реализована через долгосрочную Государственную программу с целевым финансированием из Союзного бюджета.

Впервые было признано, что для решения такой проблемы недостаточно усилий одного Минатомэнергопрома, но необходимы совместные действия всех заинтересованных сторон при поддержке государства. Тогда же была сформулирована необходимость комплексного подхода к проблеме, то есть решения в едином блоке реабилитации пострадавших территорий и утилизации накопленных предприятием радиоактивных отходов.

Программа неотложных мер

Идея создания Союзно-республиканской комплексной программы была поддержана комитетами Верховного Совета, а затем I съездом Народных депутатов СССР. Первоначально, правда, это касалось одной только Челябинской области. Но уже в конце 1990 - начале 1991 года рабочей группой с участием представителей Минатомэнергопрома, Челябинского, Свердловского и Курганского облисполкомов был разработан проект Программы неотложных мер по реабилитации загрязненных радионуклидами территорий и социальной защите населения региона.

21 июня 1991 года на заседании Комиссии Совмина РСФСР по чрезвычайным ситуациям было принято решение о финансировании программы неотложных мер на 1991-1992 гг. В 1991 году было начато финансирование работ по Челябинской области.

Тогда на развитие социальной инфраструктуры в районах области, пострадавших от деятельности ПО "Маяк", Советом Министров РСФСР было выделено 90.0 миллионов рублей из республиканского бюджета и 48.9 млн. рублей выделено области самим предприятием.

Полученные средства были направлены на жилищно-коммунальное строительство, строительство объектов здравоохранения и образования, развитие базы стройиндустрии и промышленности стройматериалов в области.

14 миллионов рублей было израсходовано комбинатом "Маяк" на выполнение работ по предотвращению поступлений радионуклидов в пойму реки Течи.

Утверждение Программы

Особенность и даже уникальность Программы радиационнной реабилитации Уральского региона состоит в том, что впервые в России инициатором постановки проблемы государственного масштаба был орган исполнительной власти области. В ноябре 1990 года сессия Челябинского областного Совета народных депутатов отметила, что проблема оздоровления экологической, в том числе радиационной, обстановки в области рассматривается как самая важная социальная задача.

В результате работы областного исполнительного комитета и депутатского корпуса 3 марта 1991 года вышло распоряжение Президента СССР "Об изучении экологической ситуации в Челябинской области РСФСР". Для его выполнения была утверждена Комиссия под председательством вице-президента АН СССР О.М. Нефедова. Комиссии было поручено в кратчайший срок подготовить заключение об экологической и радиационной обстановке в Челябинской области, разработать мероприятия по ее оздоровлению и представить их в Совет Министров СССР.

При внимательном ознакомлении с обстановкой в области и регионе Комиссия пришла к выводу о том, что необходимо учесть региональный характер радиоактивного загрязнения и подготовить Программу реабилитации пострадавших территорий Челябинской, Свердловской и Курганской областей Уральского региона.

В июле того же года, в то время как уже было начато финансирование Программы неотложных мер по Челябинской области, Правительственная комиссия направила в Кабинет Министров СССР свое заключение, проект Государственной программы неотложных мер по оздоровлению экологической обстановки, обеспечению здоровья и социальной защите населения Челябинской области на 1991-1995 гг., а также перечень неотложных мер по оздоровлению экологической и социально-экономической обстановки в районах радиоактивного загрязнения Свердловской и Курганской областей.

Полный пакет документов был направлен Президенту РСФСР Б.Н.Ельцину, который своим распоряжением от 10 сентября 1991 года (N 39-рп) поручил Совету Министров РСФСР подготовить для внесения в Верховный Совет Российской Федеративной Республики проект Программы РСФСР по радиационной реабилитации Уральского региона и мерах по оказанию помощи пострадавшему населению на 1991-1995 гг. ( включая неотложные меры на 1991-1992 годы)". Этим же распоряжением Совету Министров поручалось разработать также и проект Закона РСФСР "О социальной защите граждан РСФСР, пострадавших в результате радиационных загрязнений".

Оба эти документа были подготовлены рабочей группой с участием представителей администраций пострадавших областей региона, Минатомэнергопрома СССР, ученых Уральского отделения РАН, а также специалистов, принимавших участие в деятельности комиссий АН СССР и Президента СССР.

Проект Государственной программы был согласован с заинтересованными ведомствами и представлен в Правительство России. Правительство приняло решение финансировать мероприятия Программы, начиная с 1992 года, как неотложные, не дожидаясь решения Верховного Совета.

В то время как финансирование Программы было начато, по требованию Минэкологии России ее проект был подвергнут жесткой экологической экспертизе и в результате принципиально переработан. В последнюю редакцию Программы включена Концепция ее реализации, предусмотрена структура научного обеспечения Программы, определена система управления.

10 июня 1993 года, после двухлетней напряженной работы, Верховным Советом была утверждена "Государственная программа Российской Федерации по радиационной реабилитации Уральского региона и мерах по оказанию помощи пострадавшему населению на период до 1995 года" и получила статус Закона Российской Федерации.

Государственным заказчиком Программы был определен Государственный комитет РФ по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавшим от Чернобыльской и других радиационных катастроф (Госкомчернобыль России), правопреемником которого является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Основными исполнителями Программы назначены администрации Челябинской , Курганской , Свердловской областей и Минатом России.

Государственная программа радиационной реабилитации Уральского региона, утвержденная на период до 1995 года, в настоящее время закончена.

Радиационные проблемы региона , которые из-за сложности и масштабности не могут быть решены в столь короткий срок, нашли понимание в Верховном Совете Российской Федерации. Поэтому уже при утверждении Программы Верховным Советом в 1993 году Правительству РФ было поручено разработать Федеральную целевую комплексную программу "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года."

Федеральная целевая программа была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 1996г. № 577.

Итоги реализации Федеральной целевой программы за 1997 год.

№№
п/п
Направление затрат лимит
1997г.,
млн.руб.
ассигновано,
млн. руб.
Фактически использовано,
млн. руб.
2. Охрана здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию 8915.7* 4012.1 4012.1
3. Социально-психологическая реабилитация пострадавшего населения и экономическая реабилитация территорий, подвергшихся радиационному загрязнению 563.9 253.8 253.8
4. Агропромышленное производство и лесное хозяйство 4112.9 1850.8 1850.8,/TD>
5. Обеспечение экологической и радиационной безопасности проживания населения в зоне влияния ПО "Маяк" и других ядерных объектов 3290.5 1480.7 1480.7
7. Международное сотрудничество 225.7 101.6 101.6
8. Организация управления Программой 212.2 95.5 95.5
ИТОГО: 17320.9 7794.5 7794.5
* - с учетом средств, предусмотренных для обеспечения работы экспертных Советов

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРГШЕГОСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ

Развитие и обеспечение работы медико-дозиметрического регистра (в том числе специализированного) граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков.

В УНПЦ РМ продолжается работа по уточнению и заполнению базы данных медико-дозиметрического регистра. В прошедшем году внесены изменения в регистрационные карточки 1000 чел.; в результате работы с архивным материалом уточнены причины смерти 400 чел.

В соответствии с распоряжением председателя Правительства Челябинской области от 02.07.97г. №150-рп была создана рабочая группа по разработке единого медико-дозиметрического регистра. Участниками создания МДР на первом этапе являются ГУЗО Челябинской области, центральные районные больницы Аргаяшского, Каслинского, Красноармейского, Кунашакского и Сосновского районов, городские больницы гг.Кыштыма, Озерска, Снежинска. В МДР персонифицировано включаются граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО <МАЯК> и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и проживающие на территории Челябинской области, а также ликвидаторы аварии, за исключением персонала ПО МАЯК.

Разработана концепция единого МДР, которая в настоящее время представлена для рассмотрения основным пользователям регистра.

Специалистами ФИБ-1 продолжена работа по созданию регистра. В настоящее время заполнены регистрационные карты на 8572 ликвидатора аварии 1957г., проживающих в г.Озерске. Дано распределение ликвидаторов по полу, периоду участию в ликвидационных работах. Представлены данные об индивидуальных дозах внешнего гамма-облучения у 2429 человек.

Целевая диспансеризация лиц, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков

Во всех районах, пострадавших от воздействия радиации, диспансеризация населения проводится как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств области.

В рамках проводимой диспансеризации в 1997г. в общей сложности осмотрено около 7000 тыс. человек.

В с.Нижнепетропавловское Красноармейского района продолжена работа по онкоскринингу. Специалистами ГУЗО совместно с медиками Красноармейского ТМО обследовано 236 человек. Выделена группа риска, составляющая 63 человека. В настоящее время по заключениям медиков проводится углубленное обследование граждан.

Создание и обеспечение деятельности реабилитационных отделений для лиц, подвергшихся воздействию радиации, и их потомков.

Специалистами УНПЦ РМ в 1997 году в экспедиционных условиях обследовано 223 человека, проживающих в сс. Теченское и Киржакуль Сосновского района, из них 68 человек направлено на дообследование и лечение в клинику УНПЦ РМ, из которых на 01.01.98г. обследовано и пролечено в стационаре 59 человек.

Всего за прошедший год прошли стационарное лечение 527 чел., из них 26 чел., перенесших ХЛБ. В поликлинике УНПЦ РМ осмотрено 2004 чел. У 12 человек диагностирована онкопатология.

На амбулаторном приеме в генетической консультации осмотрено 50 чел, выполнено 37 цитогенетических анализов.

При стационарном обследовании по необходимости использовались услуги Областного диагностического Центра, Областного онкодиспансера, платные консультации ведущих специалистов ОКБ N1.

В клиническом отделении ФИБа №1 пролечено 65 чел. из числа лиц, принимавших участие в ликвидационных работах после аварии на ПО "Маяк".

В реабилитационном отделении областной клинической больницы пролечено 329 чел. из числа граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие деятельности ПО "Маяк".

В общей сложности в реабилитационных отделениях за 1997г. пролечен 921 человек.

Обеспечение квалифицированными кадрами лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и фармацевтических учреждений на радиационно загрязненных территориях.

В прошедшем году было отмечено ряд проблем, связанных с обеспечением лечебно-профилактических учреждений районов квалифицированными медицинскими кадрами.

Администрации ряда районных больниц решают этот вопрос в рамках федеральной Программы. Так, согласно соответствующим договорам, Аргаяшская ЦРБ и Кыштымская ЦГБ направили на повышение квалификации в разные учебные учреждения 1 и 3 специалистов соответственно.

Специалистами ГУЗО и кафедры гигиены Медицинской академии дополнительного образования проведен выездной цикл усовершенствования по программе "Радиационная гигиена и противорадиационная защита" для мед. работников Аргаяшского района. Подобный цикл будет проведен в начале февраля для мед. работников Красноармейского района.

Дополнительное обеспечение оборудованием и лекарственными средствами лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений, обслуживающих население, подвергшееся воздействию радиации, а также учреждений интернатного типа на загрязненных территориях для престарелых, инвалидов, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей

Финансовые ассигнования, выделенные в 1997 году в рамках Программы по данному мероприятию, составили 2265.2 млн.руб. или 56% от выделенных средств раздела.

Использование средств лечебно-профилактическими учреждениями представлены в табл. 2.2.

Большая часть средств, выделенных по данному мероприятию, практически 70%, использованы на приобретение лекарственных средств. В Аргаяшском, Сосновском и в Кунашакском районах эта доля доходит до 90%.

Имеющий место факт свидетельствует о крайне недостаточном финансировании текущих расходов в части приобретения медикаментов и расходных материалов из местного бюджета. Выделяемые средства по Программе зачастую являются единственным источником для приобретения оборудования и медикаментов.

В 1997г. выделены средства в сумме 325.0 млн. руб. на приобретение недостающего оборудования для Бродокалмакской участковой больницы (Красноармейский район). В конце прошедшего года эта больница на 60 коек введена в действие.

Обеспечение работы регионального и специализированных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию.

В 1997г. средства, предусмотренные Программой на обеспечение деятельности экспертных советов (по секвестру 18.0 млн. руб.) Минздравом РФ переданы администрации Челябинской области.

На эти цели выделено 155.0 млн. руб., из них 95.0 млн. руб. получил Региональный Межведомственный Экспертный Совет, 60.0 млн. руб. - специализированный экспертный Совет.

В течение 1997 года рассмотрено:
  • Региональным Межведомственным Экспертным Советом (г.Челябинск) - 514 дел, в том числе 212 дел жителей Челябинской области. В 55-и случаях эксперты связали заболевания с воздействием радиации, 19 чел. получили инвалидность, в 10-и случаях смертность была связана с радиационным воздействием.
  • Специализированным экспертным Советом (г.Озерск) - 337 дел граждан из 52-х регионов России..
Совершенствование томатологической помощи лицам, подвергшимся воздействию радиации, включая организацию зубопротезных отделений.

Использование средств представлено в табл. 2.2

Развитие деятельности учреждений общего оздоровления, расходы на оздоровление детей, обеспечение дополнительным питанием и витаминизированными продуктами детей, беременных женщин и кормящих матерей

В рамках данного мероприятия выделенные средства направлялись администрациям районов. 34% этих средств израсходованы на приобретение путевок для оздоровления детей. Оздоровлен 141 ребенок.

Большей частью эти средства направлялись на культурное обслуживание досуга детей в лагерях, обеспечение деятельности оздоровительных лагерей; часть средств были направлены на дополнительное питание детей.

В г.Кыштыме 5.0 млн. руб. было выделено на дополнительное питание беременным женщинам и кормящим матерям из числа малообеспеченных. (100 чел.)

Минимизация медицинского облучения населения в целях снижения индивидуальной дозы облучения жителей загрязненных радионуклидами территорий

По данным службы санэпиднадзора, в результате медицинских обследований в части использования разнообразных рентгеновских аппаратов обследуемые получают существенную лучевую нагрузку.

С целью оценки эффективной дозы медицинского облучения, заказано программное средство в Московском научно-исследовательском рентгенорадиологическом институте. Данное программное средство будет установлено в мед. учреждениях в зоне влияния ПО "Маяк".

Использование средств представлено в табл. 2.2.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСТРАДАВШЕГО НАСЕЛЕНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ТЕРРИТОРИЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИОАКТИВНОМУ ЗАГРЯЗНЕНИЮ.

Обеспечение деятельности образовательных учреждений и учреждений культуры в районах, подвергшихся радиационному загрязнению

Использование средств показано в таблице 3.2.

Социально-психологическая реабилитация детей и подростков в семье и школе, подвергшихся радиационному воздействию

В рамках данного мероприятия продолжена работа по социально-психологической реабилитации детей и подростков в семье и школе из районов, подвергшихся радиационному воздействию, выполняемая силами созданного в рамках договора от 17.07.96г. N 33-96 ГП временного творческого коллектива, состоящего из специалистов Челябинской медицинской академии, Уральского института усовершенствования врачей, Челябинского государственного университета, Челябинского государственного педагогического университета, Уральского научно-практического центра радиационной медицины, Международного экологического колледжа.

Обследованы 109 детей начальной школы сел Русская Теча и Нижнепетропавловское и 75 детей Тюбукской школы-интерната.

Определено фактическое состояние здоровья детей и подростков сел Русская Теча, Нижнепетропавловское Красноармейского района и вспомогательной школы-интерната в селе Тюбук Каслинского района. На основании обследований рекомендовано последующее лечение как в районных больницах, так и в областных медицинских учреждениях; это планируется провести в текущем году в рамках федеральной Программы.

На основании полученных данных разработаны комплексы медицинских и социальных рекомендаций по реабилитации этих детей. Так, разработаны методические пособия для медицинских работников Русско-Теченского ФАПа, для учителей и родителей учащихся сс.Русская Теча и Нижнепетропавловское.

По результатам работы проведена встреча-семинар с медицинскими работниками, педагогами, родителями обследованных учащихся села Русская Теча.

Мониторинг социально-психологического состояния населения, подвергшегося радиационному воздействию

В рамках данного мероприятия институт экономики Челябинского государственного университета в прошедшем году закончил работу по разработке системы управления социальными процессами как механизма реализации стратегии устойчивого развития в условиях сложной радиоэкологической обстановки в Челябинской области.

В своем заключении специалисты подчеркивают, что система управления социальными вопросами должна быть ориентирована на первоочередные социальные проблемы. По мнению экспертов, первоочередного решения сегодня требуют проблемы здравоохранения, налогообложения, преступности и правопорядка, образования и воспитания молодежи, социальной защиты населения и экологии.

Более подробно полученные результаты изложены в отчете Института экономики ЧелГу "Управление социальными процессами в условиях радиоактивного загрязнения".

В первом квартале т.г. будет закончена работа по изданию книги "Технология управления социальным устойчивым развитием области".

Создание и обеспечение деятельности кабинетов (пунктов) для работы с населением по вопросам радиационной безопасности, правовой защиты, социально-психологической реабилитации

В рамках данного раздела в соответствие с договором с Уральской академией государственной службы, заключенном в 1996г., разработана специализированная учебная программа объемом 500 часов для заочного обучения по специальности <Государственное и муниципальное управление> со специализацией <Социальная экология и управление>. В настоящее время возникла необходимость обучения именно в таком направлении представителей органов власти и управления, проживающих на территориях, пострадавших от деятельности ПО <Маяк>, и постоянно работающих с населением своих районов и решающих различный спектр проблем конкретных населенных пунктов.

Часть средств в рамках данного мероприятия (120.8 млн. руб.) перечислены академии непосредственно для организации учебного процесса слушателей.

Планируется начать обучение 15 человек из пострадавших районов в сентябре 1998г.

В январе 1998г. в рамках данного мероприятия был проведен семинар-беседа с жителями с.Русская Теча. Специалисты Комитета по радиационной и экологической безопасности, ГУЗО, Госсанэпиднадзора ответили на многочисленные вопросы, поставленные гражданами. Следует отметить интерес жителей села к данному мероприятию.

Агропромышленное производство и лесное хозяйство.

Проведение специальных мероприятий по ведению сельского хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения с целью получения продукции, соответствующей по качеству действующим нормативам

В 1997 году было продолжено возмещение затрат специализированным предприятиям: АООТ "Тюбукское РТП", Муслюмовскому предприятию АО "Сельхозхимия" за работы, выполненные в 1995-96 гг. в Каслинском и Кунашакском районах, по известкованию кислых почв и внесению торфо-органических удобрений на территориях, подлежащих радиационной реабилитации. Работы выполнялись в соответствии с проектно-сметной документацией. Всего было произвестковано 291.3 га пашни в зоне ВУРСа, вывезено и внесено на поля 23.7 тыс.тонн торфо-органических удобрений. Средняя урожайность на полях, где вносился торф, была на 10-14 центнеров с гектара выше, чем на неудобренных землях;

Возмещены затраты за коренное улучшение лугов и пастбищ для скота общественного и индивидуального пользования в Аргаяшском, Кунашакском и Красноармейском районах на площади 220 га.

В Бродокалмакском сельсовете Красноармейского района разработана пятилетняя программа коренного улучшения лугов и пастбищ, в которой предусмотрено улучшить продуктивность сельхозугодий на площади 200 га. На 1 января 1998 года работы проведены на площади 150 га. Выращенное на окультуренных землях сено (46 тонн) выделено гражданам села Бродокалмак на содержание скота в личных подворьях. Культуртехнические работы и посев многолетних трав под покров овса в 1997 году позволили с площади 42 га получить 78 тонн сена, которое также распределено жителям села.

Муслюмовской и Русско-Теченской сельским администрациям авансовым платежом перечислено 150 млн.руб. на приобретение семян покровных и многолетних трав, удобрений для создания в 1998 г. для скота индивидуального пользования долголетних культурных пастбищ вблизи населенных пунктов Муслюмово и Нижнепетропавловское, расположенных на реке Теча.

Начаты работы по радиационной реабилитации водоемов, расположенных на территории ВУРСа. Главное звено в этой проблеме - восстановление производственно-селекционной деятельности Аракульского рыборазводного завода Каслинского района, являющегося центром сиговодства на Южном Урале. С этой целью озеро Алабуга, расположенное на радиоактивном следе, где промысловый лов рыбы запрещен с 1960 года, но где санитарный режим постоянно нарушался, постановлением Губернатора области передано в пользование Аракульскому рыборазводному заводу в качестве маточного водоема. Произведено его зарыбление сеголетком пеляди в количестве 207 тыс.штук. Начиная с 1998 года, непосредственно на озере будет организован сбор икры пеляди для инкубации в цехе Аракульского рыбозавода. Полученной личинкой будут, в основном, зарыбляться водоемы, расположенные в районах, пострадавших от деятельности ПО"Маяк". Всего для создания производственного маточного стада пеляди в маточные водоемы Аракульского рыбозавода выпущено в течение 1997 года 268 тыс.особей сеголетка пеляди, что позволит значительно увеличить производство рыбопосадочного материала для нужд реабилитируемых территорий.

Остальные водоемы, расположенные в границах санитарно-охранной зоны ВУРСа и вблизи его, постановлением правительства области переданы под контроль глав муниципальных образований городов и районов. Организовано их радиологическое обследование. На рынках и мини-рынках города Касли усилен контроль за торговлей животноводческой продукцией, дичью и рыбой. С этой целью главой администрации города принято соответствующее постановление. Принимаются меры по борьбе с несанкционированным ловом рыбы на загрязненных водоемах.

Методическое руководство всей этой работой осуществляет комитет по радиационной и экологической безопасности администрации области совместно с кафедрой зоологии и ихтиологии Тюменского государственного университета (акад. Мухачев И.С.). Вместе с тем специалисты комитета приняли деятельное участие в разработке постановления правительства области по восстановлению и развитию рыбного хозяйства на период до 2005 года.

Укрепление служб контроля за загрязнением почв, сельскохозяйственной продукции радионуклидами и другими токсикантами, включая приобретение радиометрической и другой аппаратуры

В соответствии с планом практических мероприятий продолжалось укрепление государственных служб контроля: Центра химизации сельскохозяйственной радиологии "Челябинский", областной ветеринарной, Каслинских ветеринарно - радиологической и лесной радиологических лабораторий.

Этими учреждениями осуществлялся контроль ведения сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства и правильностью использования получаемой с загрязненных земель продукции. Центром химизации закончен агрорадиологический анализ проб почвы и растительности с площади 11.1 тыс. га пашни, расположенной в границах СОЗ, а также камеральные работы. В стадии завершения создание карт загрязнения. Ветеринарными лабораториями обследовано 13 загрязненных водоемов, 600 гектаров поймы реки Теча. Лесной радиологической лабораторией Каслинского опытного лесхоза проведено наземное радиационное обследование 37,5 тыс. га лесного фонда, отобраны и исследованы 450 образцов, проведены 225 замеров плотности бета-потока, осуществлен уход за лесными культурами на площади 113,7 га.

По заказу МЧС в течение 1995-96 гг. с привлечением научных учреждений осуществлена разработка "Руководства по комплексной радиационно-экономической реабилитации и развитию агропромышленного и лесного хозяйства на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате деятельности ПО "Маяк". В настоящее время создана рабочая группа по разработке рекомендаций по ведению сельскохозяйственного производства в санитарно-охранной зоне ВУРСа, памятки для ведения личных подсобных хозяйств и руководства для территориальных образований с последующим утверждением их Законодательным собранием области.

В настоящее время начато агрорадиологическое обследование поймы реки Теча.

Обеспечение населения экологически чистыми продуктами питания, продукцией сельского и лесного хозяйства, в том числе с лечебно-профилактическими свойствами

За счет федеральной целевой программы в 1997 году на возвратной основе приобретено оборудование для производства макаронных изделий для учреждений социальной сферы Каслинского района, двух мини-пекарен для обеспечения хлебом населения, проживающего на территории Муслюмовской и Русско-Теченской сельских администраций.

Согласно заключенным в 1996-97 гг. с комитетом по ЧС договорам о поставке продукции в счет возмещения денежных средств в сумме 780 млн.руб., выделенных на приобретение оборудования, в детские и лечебно-оздоровительные учреждения 5 пострадавших районов, городов Кыштым и Снежинск поставлено готовой продукции на 504 млн.руб., в том числе:
  • плодово-ягодная продукция - 178,0 млн.руб.,
  • мясо и мясопродукты - 120,0 млн.руб.,
  • продукция птицеводства - 63,3 млн.руб.,
  • молочная продукция - 114,0 млн.руб.,
  • макаронные изделия и продукция растениеводства - 29.0 млн.руб.
В январе 1998 года будут заключены договора еще на 217.0 млн.руб.

Добыча и переработка минеральных удобрений из сырья местных источников (торфа, сапропеля, глауконита и др.) и приобретение техники

В 1997 году были продолжены научно-производственные опыты по использованию глауконита как сорбента радионуклидов и органоминерального удобрения. В АКХ "Победа" Кунашакского района в производственном опыте при выращивании озимой ржи урожайность при использовании глауконита на опытных участках превысила 36 центнеров с гектара, а прибавка урожая - от 4.8 до 7.7 ц/га.

При выращивании картофеля в Каслинском районе разница в урожае с опытных и контрольных участков при урожайности 320 ц/га достигла 70 центнеров в расчете на гектар.

На участках многолетних трав, где глауконит использовался в качестве сорбента, переход стронция-90 в вегетативную часть был в 1.5 раза ниже, чем на контрольных делянках.

На базе Каринского месторождения глауконита (Кунашакский район), ориентировочные запасы которого оцениваются в 50 млн.тонн, создано государственное предприятие - ЗАО "Глауконит", одним из учредителем которого является Кунашакское отделение областного фонда имущества. В 1998 году запланировано внесение этого удобрения, как это предусмотрено Федеральной программой, под картофель и зерновые культуры и для увеличения кормовой базы в рыбном хозяйстве.

Использование средств показано в таблице 4.2

Обеспечение экологической и радиационной безопасности проживания населения в зоне влияния ПО "Маяк" и других ядерных объектов.

Создание карт интегрального загрязнения от всех источников стронцием-90, цезием-137, изотопами плутония на территории Уральского региона в границах Челябинской, Курганской и Свердловской областей в масштабе 1:200000 по состоянию на 1995 и 1957 гг. и карт пойм рек Течи и Исеть в масштабе 1:10000 по состоянию на 1995 г.

Завершен отбор исходных данных для составления кондиционных государственных карт радиационного загрязнения территорий Челябинской области стронцием-90 и цезием-137. Объединены данные всех ранее выполненных на этой площади исследований, уточнены контуры некоторых площадей с повышенными уровнями загрязнения поверхности этими радионуклидами. Создана база данных радиационного загрязнения северных территорий области радионуклидами стронция-90 и цезия-137, с координатной привязкой мест отбора проб; создана электронная топооснова карт масштаба 1: 200 000.

На основании полученных данных завершены карты плотностей загрязнения почв северных территорий Челябинской области стронцием-90 и цезием-137, на I квартал 1998 года намечено рассмотрение карт на межведомственной комиссии в Росгидромете для утверждения и присвоения им статуса государственных.

Контроль радиационного и химического загрязнения объектов окружающей среды в зоне влияния ПО "Маяк", совершенствование системы и методов радиационного и экологического контроля.

Радиационный мониторинг

Слежение за изменением радиационных параметров воздуха проводилось в населенных пунктах, расположенных на загрязненных территориях области: Аргаяш, Новогорный, Худайбердинский, М.Куяш, Ибрагимово, городах Кыштым и Касли. Отбор проб воздуха произведен на 2-х фильтровентиляционных установках, аэрозолей воздуха - с помощью 5 изокинетических пробоотборников. Проведен анализ проб на бета-активность и гамма-спектрометрию.

В течение 4-х месяцев функционировали 10 дополнительных постов по измерению МЭД гамма-излучению и отбору проб атмосферных выпадений в зоне влияния радиационно-опасных объектов (РОО): ПО <Маяк>, ВНИИТФ, ПЗРО <Радон>.

Проводился ежесуточный отбор и анализ проб атмосферных выпадений на содержание гамма- и бета-радионуклидов.

По заказу ПО <Маяк> Челябгидрометом завершены работы по сбору и обработке ретроспективной метеоинформации метеостанции Аргаяш - штатной станции наблюдательной сети Росгидромета. Показания этой метеостанции наиболее представительно отражают метеоусловия распространения примеси, поступающей в атмосферу от высоких источников ПО <Маяк>. В настоящее время статистически обработаны результаты измерения метеорологических параметров этой радиостанции за период 1949-1989 гг. Полученные данные будут использованы для расчета доз, накопленных населением в результате газоаэрозольных выбросов ПО <Маяк>, однако данных по одной метеостанции для такого расчета недостаточно.

Химический мониторинг.

Произведена оценка уровня загрязнения почвенного покрова г.Кыштыма тяжелыми металлами. Составлены карты загрязнения почв города по суммарному показателю и моноэлементные (медь, цинк, свинец). Эти работы выполнены в счет задолженности по ведению химического мониторинга за 1996 год.

Социально-гигиенический мониторинг.

ЦГСЭН разработаны временные методические указания по радиационно-гигиенической паспортизации административных территорий, входящих в зону влияния ПО <Маяк>, которые предусматривают формирование радиационно-гигиенического паспорта трех уровней:
  • административной территории
  • населенного пункта
  • населенного пункта зоны радиационного контроля.
В 1997 году подготовлены радиационно-гигиенические паспорта Кунашакского района, сс. Муслюмово, Бродокалмак, Русская Теча и Нижнепетропавловское. В паспортах отражены источники формирования техногенного, природного и медицинского облучения населения, рассчитаны эффективные дозы техногенного облучения. Задача следующего этапа работы - оценка риска для населения, проживающего в этих населенных пунктах.

Совершенствование приборной базы.

Центром по гидромеорологии и мониторингу природной среды приобретены приборы и оборудование для радиометрическое лаборатории.

Центром госсанэпиднадзора оплачено приобретение электронной части переносного спектрометра Namad фирмы ORTEK, другое оборудование.

Мониторинг облучения населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях.

Центром ГКСЭН выполнена работа по восстановлению накопленных доз техногенного облучения жителей населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии 1957 года (ВУРС). Результаты расчетов направлены на экспертизу в Министерство здравоохранения РФ. Расчеты показывают, что у населения девяти населенных пунктов, проживающего на территории ВУРСа с момента аварии, эффективные дозы превысили 70 мЗв, а у жителей четырех населенных пунктов - 350 мЗв.

Данные, полученные в результате мониторинга текущих суммарных доз облучения для критических групп семи населеннных пунктов свидетельствуют, что их население вплотную приблизилось к регламентному значению 1 мЗв/ год (4 населенных пункта по р.Тече, 2 - по ВУРСу, 1 - в зоне наблюдения ПО <Маяк>).

Обеспечение реабилитационных работ в пойме реки Теча.

На основе проведенных ранее измерений построены крупномасштабные карты распределения уровней загрязнения для 40 км участка реки Теча в ареалах н.п.Муслюмово, Бродокалмак, Русская Теча, Нижнепетропавловское.

Развитие системы управления территорией в кризисных ситуациях.

В рамках выполнения работ по модернизации сети постов контроля "Радиация-1" изготовлены и смонтированы усовершенствованные посты контроля, осуществлялась их текущая эксплуатация и ремонт. В настоящее время это действующая система с ежедневной передачей данных в Челябгидромет.

Эксплуатируется система автоматизированных измерений МЭД гамма-излучения АСКРО - Гидромет. В течение года с ее помощью осуществлялось ежедневное слежение за динамикой мощности экспозиционной дозы гамма-излучения в контрольных пунктах, оценка ее измерений, визуализация информации в виде карт-схем. В Челябгидромете также функционирует автоматизированная система контроля МЭД гамма-излучения с радиоканалом.

Создание системы информационно-аналитической поддержки работ по социальной, экологической, экономической защите населения, проживающего в зоне влияния ядерных объектов .

ЧЦГСЭН продолжена работа по формированию ретроспективной и текущей базы данных радиационного контроля: сформированы БД по результатам 1993 года, завершена БД по результатам 1996 года, пополняется БД по результатам 1997 года. Разработано программное средство по реконструкции доз для территории ВУРСа. Сформирована программа для корректировки и внесения дополнений в БД, проводится отладка программной системы в сетевом режиме.

Комитетом по радиационной и экологической безопасности заключены договора и выполнена работа по созданию абонентских мест по получению оперативной информации о радиационной обстановке в зоне влияния ПО <Маяк> в главном управлении ГО ЧС администрации области, в администрации г. Касли.

Образование регионального учебно-информационного центра по проблемам радиоэкологии и техногенной безопасности (Челябинская обл.)

Завершены работы по подготовке материалов для деловой игры по принятию решений и отработке действий органов исполнительной власти области на промежуточной стадии радиационной аварии. Подготовлен к изданию справочник для участников деловой игры с описанием состояния территорий, выбранных для проведения игры. Подготовлено описание средств научно-технической поддержки, необходимого методического и технического оснащения организаций для решения задач в ходе деловой игры, справочник существующей нормативной базы и организационных структур, привлекаемых к принятию решений.

Международное сотрудничество.

Разработка и реализация совместных с зарубежными и международными организациями проектов по реабилитации населения и территорий

В рамках Российско-Германского соглашения <О совместной деятельности в области улучшения развития диагностических и терапевтических методов лечения лучевой болезни> продолжается реализация проекта (система телекоммуникаций при диагностике и лечении радиационных поражений).

Для решения организационных и финансовых вопросов по данному проекту, в т.ч. согласованию плана работы на 1998г., с 25 января по 1 февраля проводится встреча специалистов УНПЦ РМ (2 чел.) со специалистами Ульмского университета.

В ходе совместной работы планируется:
  • обсуждение и подписание Соглашения между УНПЦ РМ и Ульмским университетом о научно-техническом сотрудничестве по реализации проекта на период до 2002 года;
  • обсуждение и подготовка подписания Соглашения между Министерством здравоохранения РФ и Министерством науки, исследований Земли (Баден-Вюрттенберг, Германия) о совместной работе по уточнению диагнозов и методов лечения лиц, подвергшихся радиационному воздействию.
Организация международных конференций, симпозиумов, совещаний, участие ученых и специалистов в зарубежных конференциях, симпозиумах и совещаниях

Участие в работе III международной конференции, (г.Тромсе, Норвегия (1чел.).

В соответствии с договором о подготовке и проведении совместного заседания Российской и Американской групп научного рецензирования Объединенного Координационного Комитета по изучению радиационного воздействия решаются следующие вопросы:
  • проведена встреча в Москве с представителями Министерства Энергетики США по обсуждению вопросов подготовки данного заседания; согласован с сопредседателями организационного Комитета с российской и американской сторон состав участников заседания (около 60 зарубежных и российских участников);
  • проводятся организационные работы по приглашению, размещению участников заседания, решению транспортных вопросов, подготовке программы заседания.

Организация управления Программой.

Обеспечение функционирования подразделений по организации реабилитационных работ

Использование средств, выделенных для обеспечения функционирования подразделений по организации реабилитационных работ, показаны в таблице 8.2.

Организация и обеспечение работы координационных научно-технических советов, проведение экспертиз и корректировка мероприятий Программы

В 1997г. были оплачена работа 2-х экспертов сторонних организаций, принимавших участие в проверке расходования средств и организации мед. помощи населению, проживающему в районах, пострадавших от радиационного воздействия.

Издание специальной литературы. метод. пособий, создание аудио, видео, кинопродукции и ее распространение

Одним из крупных мероприятий, проведенных Комитетом по радиационной и экологической безопасности в прошедшем году, явились общественные слушания, проведенные 30 сентября-1 октября 1997г., в связи с 40-летием радиационной аварии на ПО <Маяк>.

В течение двух дней порядка 400 участников - представителей населения пострадавших территорий, общественных организаций, органов законодательной и исполнительной власти, социальной защиты области и районов, обсуждали вопросы, в той или иной степени связанные с данной проблемой. Широко было представлено население пострадавших районов; все присутствующие имели возможность получить ответы на интересующие вопросы от высококвалифицированных специалистов различных направлений.

Финансирование данного мероприятия проводилось как из средств федерального бюджета (61.8 млн. руб.), так и за счет средств областного бюджета (54.0 млн. руб.).

В Челябинском гидрометцентре был проведен семинар <Информационное обеспечение органов власти при ЧС, связанных с загрязнением окружающей среды.

Цель семинара - обсуждение объемов и форм информации, которой должны владеть местные органы власти для принятия решений при авариях, связанных с загрязнением окружающей среды, дать представление о существующем на сегодняшний момент опыте и уровне обеспечения органов власти такой информацией.

На семинаре присутствовали представители администраций муниципальных и территориальных образований, областных природоохранных служб.

АКТУАЛЬНОЕ

© CHELREG.RU. 2014 год.
ГЛАВНАЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ФОТОГАЛЛЕРЕЯ | ПАРТНЕРЫ | КОНТАКТЫ
Яндекс.Метрика